Боинг 737 – один из самых распространенных самолетов малой вместимости. Каждый день и в любое время в воздухе находится порядка 1200 таких авиалайнеров с пассажирами на борту. По статистике каждые 5 секунд с взлетной полосы поднимается в небо Boeing 737.
- Краткая история самолетов Боинг 737
- Место производства, компании-эксплуатанты
- Стоимость разных моделей боинга 737
- Серии самолетов Боинг 737
- Поколение 737 Original
- 737-100
- 737-200
- Поколение 737 Classic
- 737-300
- 737-400
- 737-500
- Поколение 737 Next Generation (-600/-700/-800/-900)
- 737-600
- 737-700/-700ER
- 737-800. Схема салона Boeing 737–800 у разных авиакомпаний
- 737-900/-900ER
- Семейство 737 MAX (-7/-8/-9)
- Военные серии Боинга 737
- Видео о Боинге 737
Краткая история самолетов Боинг 737
Boeing 737 создавался как узко фюзеляжный самолет для перевозки сравнительно малого числа пассажиров на относительно небольшие расстояния. Разработка авиалайнера началась в 1964 г. К этому моменту конкуренты компании проводили летные испытания своих моделей. Boeing отставал от BAC-1-11 и DC-9. Однако маркетологи компании пророчили спрос в объеме 600 единиц техники.
И Боинг пришлось заниматься созданием новой машины. В целях более быстрого получения результата инженерами компании было принято решение позаимствовать ряд технологий с 707 и 727 модели. Для Боинг-737 были использованы фюзеляж и крыло. Но статические испытания показали, что при 95 % от максимальной нагрузки заимствованные элементы повреждаются и выходят из строя.
В результате конструкторам Боинг пришлось разработать новое крыло. Более современная конструкция улучшила динамические характеристики воздушного судна. Боинг 737 стал применим на взлетно-посадочных полосах меньшего размера. А высота его полета увеличилась. Это позволило добиться лучшей топливной экономичности.
В 1965 г представителями компании официально было объявлено о завершении этапа по формированию конструкции нового авиалайнера. Самолет получил более вместительный салон. Вместо планируемых 60 посадочных мест, 737-й был готов разместить на борту 103 человека. Этого удалось добиться за счет установки 6 кресел в одном посадочном ряду.
Боинг 737, вместимость пассажиров которого выросла под влиянием авиакомпании Lufthansa, был запущен в серию 22 февраля 1965 г. Немецкий перевозчик первым подписал контракт на приобретение 22 самолетов Boeing 737-100. В апреле 1965 г свой заказ на 40 машин 737-200 разместила U. Airlines.
Торжественная церемония, посвященная окончанию сборки первой единицы нового авиалайнера, была проведена 17.01.1967 г.
Боинг 737 первого поколения имел общие черты конструкции с 727-м:
- Руль направления.
- Щетки Крюгера.
- Элероны, привод которых осуществлялся при помощи 2-ой гидросистемы.
- Руль высоты.
- Предкрылок.
От 707-го новый Боинг унаследовал электронную систему установки регулятора с резервированием.
Место производства, компании-эксплуатанты
Боинг 737, вместимость пассажиров которого изменялась с выпуском новой модели, процесс окончательной сборки проходит на заводе Boeing Commercial Airplanes в Рентоне. Это небольшой город в США в штате Вашингтон. Населенный пункт располагается в 21 км от Сиэтла. Поселение было создано в 1860 г.
Основой для будущего города стали местная шахта и деревообрабатывающее предприятие. Но до 2 сентября 1939 г. Рентон оставался деревней. С началом Второй Мировой войны в городе был построен завод по производству Б-29. По окончанию боевых действий в населенном пункте планировалось построить предприятие, производящее самолеты амфибии. Но от идеи отказались.
Лишь в 1970 г. компания Боинг начала производство самого популярного самолета малой дальности и вместимости в этом городе. Так в 2000 г. население Рентона составляло 50 тыс. человек, а в 2010 г. – 90 тыс. человек. Процветание компании Боинг плодотворно сказывается на развитии населенного пункта.
Выпускаемые в Рентоне самолеты эксплуатируются более чем в 20 странах мира. В парке 12 российских авиакомпаний присутствуют самолеты Боинг серии Classic.
Сюда входят:
К этим перевозчикам относятся: «Якутия», «ЮТ Эйр», «Оренбургские авиалинии», «Татарстан», «Ямал».
Стоимость разных моделей боинга 737
Компания Боинг не скрывает стоимость выпускаемых самолетов. Данные о ценах на все модели воздушных судов размещаются на сайтах эксплуатантов. Самая недорогая модель 737-700 обойдется авиакомпании в 80,6 млн USD.Боинг 737 МАХ 9 стоит от 116 млн USD. Цены на рассмотренные модели не окончательные. Стоимость самолета, так же, как и автомобиля, зависит от вместимости пассажиров, внутреннего оснащения.
Клиенты, покупающие новый авиалайнер первыми, могут получить значительную скидку. Так как они берут на себя функции по испытанию новой летной машины. Поэтому указанные на сайтах цены не являются окончательными.
Базовые стоимости самолетов Boeing 737-й серии составляют:
Модель. | Сумма, млн USD. |
737 MAX 200 | 115 |
737 MAX 8 | 109 |
737-900ER | 102 |
737-800 | 95 |
737 MAX 7 | 90 |
Серии самолетов Боинг 737
В 2019 г. авиакомпаниями многих стран эксплуатируются самолеты Boeing-737 всех серий. Исключением являются 737-100 и 737-200. Обе эти модели отличаются повышенной шумностью.
Несмотря на установку защитных экранов, производителю не удалось справиться с данной проблемой. Эти авиалайнеры также дороги в обслуживании. Самолеты 200 серии используются некоторыми африканскими перевозчиками.
Поколение 737 Original
Поколение Original самолетов Боинг 737 включает в себя 2 серии авиалайнеров:
Воздушные суда — первые летные машины Boeing Airplanes в данном классе. Последний 737-100 был снят с эксплуатации в 2007 г.
737-100
В течение 2-х лет было выпущено всего 30 экземпляров самолетов серии Original 1-го поколения. Первым эксплуататором воздушного судна стала немецкая компания Lufthansa. Перевозкой пассажиров на расстояния до 3000 км Боинг 737-100 начал заниматься с 1968 г. Длина корпуса первого 737 составляла 28,67 м. Что ненамного превышала размах его крыла (28,35 м). Площадь последнего составляла 91 кв. м.
Высота воздушного судна – 11,3 м. Полная снаряженная масса 737-го серии 100 равнялась 28 т. При этом максимальная взлетная нагрузка достигала 49 т.
Все это, наряду с дальностью полета в 2850 м и крейсерской скоростью 854 км/ч, сделало новый класс самолетов незаменимым для коротких пассажирских перевозок. Боинг 737 летал в те районы, в которых ранее не бывали реактивные самолеты.
В сумме с высокой топливной эффективностью для 60-х и максимальной высотой полета в 10 700 м, авиалайнер был экономически эффективен для перевозки людей в малонаселенные районы Северной Канады и Южно-Тихоокеанского региона.
Компоновка салона 737-100 стала классической для всей серии. Самолет имел 103 посадочных места. Кресла располагались по 6 в каждом ряду (3 кресла с каждой стороны фюзеляжа).
Внутреннее пространство авиалайнера по уровню комфорта делилось на 2 зоны:
- Для пассажиров экономного размещения. Эти места располагались с 6 по 24 ряды. Наиболее популярными являлись кресла в 10 и 11 посадочных линиях. Из-за наличия запасных выходов места 10А, 10С, 10D, 10F обладали большим пространством во фронтальной части для ног пассажиров. Ввиду отсутствия сидений перед собой 11А и 11F также дают возможность с комфортом расположиться при перелете. Наиболее невостребованные места – 24А – F. Они находились непосредственно перед уборными комнатами.
- Бизнес-класс. Это кресла с 1-го ряда по 5-й. Пассажиры размещались здесь по 4 в каждой посадочной линии. Места отличались высоким уровнем предоставляемого комфорта. Наиболее непопулярными являлись кресла в первых линиях каждой колонны сидений.
737-200
Самолет серийно производился с 1967 по 1988 г. Боинг 737-200 был выпущен общим тиражом в 1114 машин. Начало эксплуатации лайнера сопряжено с именем германской авиакомпании Lufthansa. Первый полет судна состоялся в 1967 году. Помимо пассажирских версий было выпущено несколько модификаций 200-й серии, предназначенных для перевозки грузов.
Боинг 737, вместимость пассажиров которого составляла 115 человек, отличается по компоновке от предыдущей модели компании. В 737-200 имеется больше мест для посадки пассажиров эконом-класса. Бизнес кресла занимают 2 ряда по 4 кресла в каждом. Остальная часть салона с 3 по 19 ряды – стандартные места по 6 сидений в каждой линии. Наиболее востребованы среди пассажиров кресла в 9 и 3 рядах.
Боинг 737-200, схема салона с местами на фото.
В 8 и 19 посадочных линиях не удастся разместиться с комфортом. Эти кресла расположены перед запасными выходами и санитарными помещениями.
Технические характеристики:
Особенность | Характеристика |
Длина крыла | 28,35 м |
Высота авиалайнера | 11,28 м |
Площадь крыла | 91 кв. м |
Длина самолета | 30,53 м |
Крейсерская скорость | 906 км/ч |
Все остальные параметры 200-й серии схожи с машинами первого поколения.
Поколение 737 Classic
По причине технического и морального устаревания самолетов серии Original компания Боинг в 1979 г. начала проектные изыскания по созданию нового поколения 737. Работы велись на основе создания 200-й модели. А 1980 г. новый самолет получил индекс 737-300.
Данная модель имеет общие системы с предыдущим поколением:
- Вентиляции и охлаждения воздуха.
- Планера.
- Управление и контроль параметров при полёте.
Но в основе 300 – новое воздушное судно, оснащенное электронной авионикой, современными силовыми агрегатами и новым салоном.
737-300
Боинг 737-300 является первым представителем нового семейства самолетов от американского производителя. Фюзеляж авиалайнера имеет большую длину по отношению к своим предшественникам (33,18 м). Это почти на 2,5 м превосходит аналогичный показатель у 200-го. Изменения коснулись и параметров крыла. Его длина выросла до 28,88 м.
Поколение Classic характеризуется изменением типа применяемых конструкционных материалов. На 300-м большую долю занимают композитные соединения. Также на самолет устанавливались новые двигатели CFM.
Боинг 737-300, вместимость пассажиров которого достигает 150 человек, имеет общие черты организации салона с первыми машинами серии. Однако салон лайнер полностью лишен кресел повышенной комфортности. С 1 по 24 ряды все посадочные линии воздушного судна состоят из 6 кресел по 3 слева и справа. Наиболее комфортными считаются места 1D-F, 2A-F, 9B-E, 10A и 10F.
737-400
Модель Боинг 737-400 появилась, как попытка компании воспользоваться успехом от продаж первой машины семейства Классик. У 400-го незначительно выросла длина корпуса и увеличилась максимальная полезная нагрузка. За счет этого сократилась дальность полета, но зато удалось увеличить вместимость салона на 3 посадочных ряда.
Встречаются 2 компоновки внутреннего пространства у самолетов данной серии:
- С местами бизнес-класса со 2 по 4 ряд. Кресла расположены по 4 в ряду (2 с каждой стороны).
- С сиденьями повышенной комфортности со 2 по 4 посадочные линии. Эконом-плюс подразумевает наличие 6 кресел в одной посадочной линии.
737-500
Боинг 737-500 – более короткий вариант «200-го». Инженерам удалось увеличить допустимую дальность полета за счет сокращения вместимости. Это воздушное судно самое молодое в семействе Classic. Boeing Airplanes производил эти авиалайнеры с 1990 по 1999 г. Салон самолета разделен на зону повышенного комфорта (с 1 по 2 посадочные линии) и стандартные места.
В первом классе кресла расположены по 4 в ряду. Предпочтительными считаются сиденья 1А-1D. В экономе места в 3, 12 и 14 рядах позволяют разместиться с наибольшим комфортом. Сиденья в 10 линии находятся перед аварийными выходами. Спинки кресел в них не опускаются. Ряд 24 примыкает к санитарной зоне самолета.
Габариты и летные характеристики:
Наименование | 737-300 | 737-400 | 737-500 |
Размах крыла, м | 28,88 | ||
Масса пустого, т | 32,46 | 34,27 | 31,51 |
Масса максимальная, т | 62,8 | 68,1 | 60,55 |
Развиваемое усилие, кгс | 2*9970 | 2*10670 | 2*9080 |
Силовой агрегат | CFM56-3C1 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 945 | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 910 | ||
Практическая дальность, км | 4670 | 5000 | 5550 |
Практический потолок, км | 10,2 | 11,3 | 11,3 |
Длина самолета, м | 33,40 | 36,40 | 31 |
Высота самолета, м | 11,13 |
Поколение 737 Next Generation (-600/-700/-800/-900)
Боинг 737 Next Generation является ответом гиганта авиастроения на конкуренцию со стороны более технологичных А320 от Airbus.
Инженерами компании были внедрены:
- Цифровые кокпиты.
- Новое увеличенное на 5,5 м крыло.
- Оперение хвостовой части воздушного судна.
- Модернизированные двигатели.
Особое внимание при разработке NG было уделено салона лайнера. Он проектировался на основе «757» и «767» моделей. Результат получился настолько удачным, что внутреннюю компоновку пассажирской части самолета «737» NG брали за основу при разработке салона Boeing-777.
Несмотря на большое количество улучшений и нововведений Боинг-737-600/-700/-800/-900 не являются новыми самолетами. Это хорошо проработанная модернизация семейства Classic. Основные системы судна схематически и практически не изменились. Они перешли по наследству от предыдущего поколения.
Весь ряд машин Next Generation создавался одновременно. Поэтому последовательность 3 последних цифр в маркировке модели обозначает возрастающую от самолета к самолету величину длины фюзеляжа.
737-600
Первое время после своего создания в марте 1995 г. Боинг 737-600 назывался 737-500К. Первый самолет данной модели получила скандинавская компания SAS.
Схема салона у «600-го» не классическая. Правая колонна кресел смещена относительно левой. И В ней насчитывается на один ряд посадочных мест больше. Первый класс занимает 3 линии посадочных мест в каждой колонне. В правой – с 1 по 3, а в левой — со 2 по 4 ряды. Сиденья класса эконом-плюс выполнены по классической схеме по 3 пассажира в каждой колонне.
Между местами повышенного комфорта и эконом-классом отсутствует перегородка. Стандартные сиденья расположены с 5 по 20 слева и с 4 по 21 ряды справа. Аварийные выходы расположены впереди между 9 и 10 линиями кресел и в хвосте самолета.
Наиболее комфортными местами считаются:
Неудачными считаются 6А, 6D, 20А-20С и 9А-9F.
737-700/-700ER
Боинг 737, вместимость пассажиров которого в семействе NG достигает 215 человек, начал новое поколение с модели «7373-700». Первым эксплуатантом самолета в 1993 г. стал перевозчик Southwest Airlines.
Воздушное судно для авиакомпании имело два типа компоновки:
- С бизнес-классом. В этом варианте лайнер вмещает 137 пассажиров.
- С местами стандартного уровня. В такой комплектации самолет принимает на борт до 148 человек.
Модификация 700ER разрабатывалась по запросам клиентов Боинг. Воздушные суда с данным индексом технически мало отличаются от оригинала. Главной задачей, которую решали инженеры при создании 737-700ER, являлось увеличение максимальной дальности полета.
737-800. Схема салона Boeing 737–800 у разных авиакомпаний
Boeing 737-800 разрабатывался на основе модели с индексом «700» и рассматривался в качестве замены устаревающего самолёта 400-й серии. Инженерам удалось увеличить вместимость салона лайнера до 189 человек в компоновке с посадочными местами класса эконом.
Первый вылет 737-800 состоялся в 1998 г. В качестве компании эксплуатанта выступила TUIfly. За все время было создано и поставлено 2135 машин данного семейства. Еще 1521 заказов находятся на стадии производства. Широкое распространение Боинг 737-800 среди отечественных и иностранных компаний не обусловлено большим выбором схем обустройства салона.
Существует всего два варианта расположения кресел:
- С бизнес-классом. В зависимости от обслуживаемого маршрута и экономической политики эксплуатирующей компании рядов повышенной комфортности может быть от 2 до 5. В Российской Федерации самолеты с такой компоновкой можно встретить у «России», «S7» и «Аэрофлот».
- Эконом класс. Такие лайнеры применяются на дешевых маршрутах. В них установлены стандартные сиденья, а уровень обслуживания приравнивается к экономному. В России такие 737-800 находятся в парке авиакомпании «Победа».
737-900/-900ER
Впервые самолёт этой модификации был собран и поставлен первому заказчику Alaska Airlines 15 мая 2001 г. Боинг 737-900 – самый длинный авиалайнер семейства. Однако, несмотря на самый большой фюзеляж, общая вместимость машины осталась, как и в «800-м». Наряду с аналогичной максимальной взлетной массой и запасом топлива, этот недостаток не позволял «737-900» на равных конкурировать с А321.
Для решения этих проблем и увеличения дальности полета специалистами Боинг был разработан 700ER (Extended Range). Самолеты с «Повышенной дальностью» оснащаются 2 дополнительными дверями.
Это помогло увеличить вместимость воздушного судна до 215 пассажиров в эконом-классе. В бизнес версиях этот показатель составляет 180 человек. Первый 737-900ER поступил в фирму эксплуатант 27.04.2007 г.
Габариты и летные характеристики:
Наименование | 737-600 | 737-700/ |
700ER
900ER
Семейство 737 MAX (-7/-8/-9)
Первый полет нового «737-го» состоялся 29.01.2016 г. Серия МАХ призвана заменить устаревающее семейство NG. Однако после катастрофы с участием МАХ-8 в небе над Эфиопией вопрос внедрения этих авиалайнеров остается открытым.
В ряде стран мира, в том числе и США, было принято решение о приостановке эксплуатации машин данной модели. Сегодня в небо не поднимается ни 1 воздушное судно семейства МАХ.
Военные серии Боинга 737
Существует ряд военных и транспортных самолетов, созданных на базе гражданских версий «737-го»:
- Т-43. Используется в качестве учебного воздушного судна для подготовки штурманов ВВС.
- SLAMMR. Летающий разведчик. Используется ВМС США в качестве транспортного средства. Оснащен он радаром.
- С-40. Пассажирский самолет. Предназначен он для перевозки высокопоставленных военачальников армии США.
- Project Wedgetai. Самолет разведчик. Создан он на базе «700-го». Предназначен он для осуществления дальнего локационного дозора.
- Р-8. Многофункциональный самолет Военно-Морских сил США.
Боинг 737 получил широкое распространение в гражданской и военной авиации. Высокая вместимость пассажиров делает его незаменимым инструментов для перевозки людей на небольшие расстояния.
Видео о Боинге 737
Boeing 737 — самый массовый авиалайнер в мире: