Гранд-опера в Париже является одним из символов города и выдающимся театром Европы. Он известен сильными исполнительскими традициями и с недавних пор располагает двумя зданиями, каждое из которых — превосходный пример архитектуры своего времени. История появления оперного театра тесно связана со становлением и развитием классической хореографии и искусства бельканто.
История национального театра
История старейшего театра Франции началась в 1661 г., когда Людовик XIV учредил Королевскую академию танца, целью которой являлась подготовка танцоров и систематизация искусства хореографии. Позднее, в 1669 году, глава правительства Жан-Батист Кольбер посоветовал переименовать организацию в Academie Royale de Musique и собрать под её эгидой:
- группу певцов;
- первый во Франции профессиональный оркестр;
- балетную труппу.
До Французской революции коллектив не получал финансирования из государственной казны, а существовал за счёт выступлений в столице и крупных городах страны. Единственная привилегия от короля — монополия на репертуар, который первоначально состоял из произведений Ж. Б. Люлли:
- «Кадм и Гермиона» (1673);
- «Армида» (1674);
- «Альцеста» (1686).
Основание постоянной труппы стало вехой не только в истории французской оперы, но и в становлении балета.
До этого времени всевозможные па рассматривались лишь в качестве придворного развлечения, теперь же хореографы получили в своё распоряжение общественную сцену, а танцевальные интермедии включились в содержание опер. Постепенно жанр стал более независим, а в XIX веке, в эпоху романтических балетов, приобрёл собственный репертуар.
Великие композиторы
На протяжении XVIII—XIX вв. на сцене театра происходило становление классического оперного искусства. Он стал местом притяжения величайших композиторов Европы:
- Жан-Филипп Рамо — теоретик музыки и композитор эпохи барокко. За двадцать лет написал для театра более десяти опер, среди которых следует выделить «Галантную Индию» (1735) и «Паладин» (1757). Впервые посредством музыки осуществил сочетание монументальных образов и юмористических картин.
- В 1774 году Кристоф Виллибальд Глюк проводит реформу французской оперы. Его «Орфей и Эвридика» (1774), «Эфигения в Авлиде» (1774) и «Эфигения в Тавриде» (1779) были представлены в Королевской академии музыки, став новшеством в поисках естественности исполнения и драматургической правды.
- Итальянский композитор Луиджи Керубини вошёл в число основателей Парижской консерватории, а впоследствии стал её директором. Он был автором жанра «опера спасения», где главной идеей была борьба с тиранией. Самыми известными произведениями Керубини стали «Медея» (1797), «Анакреонт или мимолётная любовь» (1803), «Пигмалион» (1809).
- Для театра свои последние сочинения создал Джоаккино Россини: «Осада Коринфа» (1826), «Моисей и фараон» (1827), «Граф Ори» (1828), «Вильгельм Телль» (1829).
- Опера «Роберт-дьявол», поставленная в 1831 г., не только имела грандиозный успех, но и обеспечила фантастические сборы. Её авторами были композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриба.
Последнее произведение, а также сочинения Россини и Галеви заложили основу парижской Grand Opera. Рихард Вагнер подражал им, прежде чем разработал собственный стиль, а Верди никогда не пропускал премьеры. Город стал центром оперного мира, все великие композиторы стремились здесь работать. В их числе были Джузеппе Верди и Шарль Гуно. Одна из примыкающих к театру улиц была названа в честь Жака Галеви.
Французский балет
Классический балет пришел на сцену из бальных залов Версаля, где король Франции Людовик XIV и его приближённые участвовали в танцевальных спектаклях. Именно тогда придворный хореограф Пьер Бошан определил позиции ног и заложил основы техники. Композиции, составленные из точных движений, элегантность и благородство стиля стали балетной классикой.
В начале XVIII века классицизм уступил место барокко, в постановках появились разнообразные формы танцев (гавот, менуэт, чакона и др.) Однако они пока ещё включались в состав опер и представляли собой отдельные номера, вплетённые в канву сюжета. «Галантная Индия» Ж. Б. Рамо, шедевр того времени, является характерным примером стиля упомянутого периода. К концу века танец заметно эволюционировал, сочетая пантомиму, драматургию и хореографию. Также менее громоздкими и более открытыми стали костюмы, что позволило разнообразить движения и увеличить их амплитуду.
С 1827 года на сцене театра блистала итальянская балерина Мария Тальони. Она отличалась лёгкостью движений и способностью танцевать на кончиках пальцев. Возможно, это преувеличение, но именно ей приписывают изобретение пуантов. Тогда же в опере «Сильфида» впервые появились белые пачки, а в 1841 г. был поставлен балет «Жизель» Жана Корелли и Жюля Перро, ставший апогеем романтического направления.
Конец XIX века ознаменовался триумфом русских балетов и итальянской техники исполнения. Знаменитые сезоны Сергея Дягилева в 1900-х гг. вызвали настоящую бурю. Новаторская и смелая хореография Майкла Фокина и непревзойдённая виртуозность Вацлава Нежинского повергли архаический стиль Парижской оперы.
В 1929 году театр принял на работу украинского танцора Сержа Лифаря, который обновил технику и воссоздал многие французские шедевры в современном виде. Покинувший родину выдающийся советский танцовщик Рудольф Нуриев обогатил репертуар постановками «Раймонды» (1983), «Лебединого озера» (1984) и «Баядерки» (1991).
Дворец и его архитектор
Театр — это не только зрители, актёрская труппа, костюмы, декорации, но ещё и подходящее здание. Их в истории Парижской оперы оказалось несколько. Первое было спешно построено на месте теннисного корта и открыто в качестве Королевской Академии Музыки в ноябре 1672 г. В 1673 г. Люлли получил старое здание в Пале-Рояль, сгоревшее в том же году. Его замена также не пережила очередной борьбы с огнём, но театр не прекратил существования.
Пришедший к власти после Великой французской революции Наполеон Бонапарт любил зрелищные постановки, направленные на поддержку его величия. В 1821 году на улице Ле Пеллетье строится новый современный театр, оснащённый по последнему слову техники. Здание снабжается газовым освещением, а сцена оборудуется с учётом новейших достижений в этой области.
14 января 1858 г., когда Наполеон III подъехал к Парижской опере в своей карете, нанятые Феличе Орсини итальянские анархисты бросили в толпу бомбу.
Император и его жена чудом спаслись, но 8 человек были убиты и почти 500 получили ранения в результате взрыва. На следующий день Наполеон принял решение о строительстве нового здания.
Жан-Луи Шарль Гарнье
Тогда же правительство объявило конкурс. Всего было зарегистрировано 170 участников, но победил проект Шарля Гарнье. Архитектор родился в Париже в семье ремесленника, поступил в школу изящных искусств и был удостоен Гран-при Рима. Разработал эклектичный стиль, включающий элементы классицизма, барокко и ренессанса. Как и большинство современников, широко использовал обрамление в стиле ампир.
В 1860 году никому не известный молодой человек получает возможность построить новый оперный театр. Строительство продолжалось 15 лет и было завершено, несмотря на множество проблем, в числе которых оказались франко-прусская война, увеличение запланированной стоимости, падение Второй империи и Парижская коммуна.
Театр открылся 5 января 1875 года. Кроме официального названия он стал именоваться Опера Гарнье.
Внешние фасады
Главный фасад находится на южной стороне здания с видом на пляс Опера и завершает перспективу вдоль авеню де Опера. Его вершину с двух сторон украшают позолоченные скульптурные группы L’Harmonie (Гармония) и La poesie (Поэзия). Между колоннами переднего фасада находятся бюсты великих композиторов: Россини, Галеви, Бетховена, Моцарта, Мейербера и Обера.
Павильон императора расположен с западной стороны здания и был спроектирован для обеспечения безопасного и прямого доступа коронованных особ через двойной пандус. Когда империя пала, работа была остановлена и осталась незаконченной. Сейчас в этом помещении находится библиотека-музей Парижской оперы, где хранятся почти 600 тыс. документов, в том числе:
- 100 тыс. книг и периодических изданий;
- около 2 миллионов программ и писем;
- почти 100 тыс. фотографий;
- эскизы костюмов и декораций;
- афиши, исторические и административные записи.
С этой же стороны находится памятник Шарлю Гарнье. С восточной стороны расположен павильон (ротонда) абонентов, построенный для прямого доступа карет к внутренней части здания, покрытой куполом диаметром 13,5 метра. Спаренные обелиски отмечают входы с севера и юга.
Обзор интерьеров
Интерьер состоит из переплетения коридоров, лестничных маршей, ниш и площадок, что позволяет большому количеству людей свободно перемещаться в пространстве во время антракта. Отделка отличается барочной пышностью и украшена бархатом, сусальным золотом, нимфами, херувимами, художественной росписью.
Большая монументальная лестница отделана белым мрамором и разделена на два расходящихся пролёта, которые ведут к большому фойе. Вдохновением для её дизайна послужила парадная лестница театра де Бордо. Потолок помещения был расписан Изидором Пильсом, который вместе с учениками закончил работу за день до открытия.
Зал фойе имеет протяжённость 154 м, в ширину составляет 13 м и с обеих сторон заканчивается двумя восьмиугольными салонами. Он был спроектирован, чтобы служить в качестве гостиной для парижского общества. Высокие потолки расписаны Полем Бодри и представляют различные моменты из истории музыки.
Зрительный зал выполнен в традиционной для итальянских театров форме подковы и вмещает 1 тысячу 979 зрителей. Первоначально росписью потолков занимался Жюль Эжен Леневё, но в 1964 году для обновления живописных полотен был приглашён русский художник Марк Шагал. Плафон парижской Гранд-опера украсили сцены из произведений 14 композиторов, среди которых:
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского;
- «Волшебная флейта» В. Моцарта;
- «Жизель» А. Адана;
- «Жар-птица» И. Ф. Стравинского;
- «Кармен» Ж. Безе;
- «Пелепас и Мелизандра» К. Дебюсси;
- «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и т. д.
Мнения по поводу полотен художника разделились: одни посчитали его работы идеальными, другие утверждали, что произведения Шагала создают фальшивую ноту в тщательно спланированных интерьерах Гарнье. Он также создал конструкцию и дизайн большой люстры, вес которой составил около 7 тонн, а общая стоимость приблизилась к 30 тысячам золотых франков. Её роскошное убранство сверкало сотнями хрустальных граней.
20 мая 1896 г. одна из деталей люстры упала в зрительный зал, убив служащего. Этот случай лёг в основу готического романа Гастона Леру «Призрак оперы». Пространство в куполе с 1960-х годов использовалось для оперных репетиций, а позже было перестроено под балетный класс.
К интересным фактам об опере Парижа относится следующее обстоятельство: при строительстве здания не удалось отвести грунтовые воды, поэтому архитектор создал двухступенчатую защиту от влаги, включающую огромную цистерну. Таким образом удалось снять давление со стороны внешней сырости и создать резервуар на случай пожара.
Культурное значение
Во второй половине XX века классическое исполнительское искусство набирает популярность не только в Европе, но и во всём мире. Становится ясно, что Парижская опера не может вместить возросшее количество зрителей, поэтому в начале 1980-х годов руководством страны принимается решение о строительстве более современного здания.
Новый театр был построен архитектором Карлосом Оттом в самом сердце города на площади Бастилии и торжественно открыт гала-концертом мировых звёзд 13 июля 1989 г. С тех пор оба театра работают параллельно: Гранд Опера специализируется на балетных спектаклях и экскурсиях по зданию, а в Opera Bastille можно увидеть оперные постановки.
Классическое искусство не отстаёт от времени. Театры французской столицы имеют собственные сайты, на страницах которых рассказывается об истории и устройстве зданий, текущем репертуаре и солистах. Здесь же можно купить билеты онлайн, что удобно при планировании поездок.
Несмотря на преображение традиций и современные технологии постановок, в последние годы много внимания уделяется возобновлению старинных спектаклей.
Здесь находит своё место огромное наследие Парижской оперы. Например, благодаря тесному сотрудничеству на сцене пермского оперного театра воссоздана барочная постановка Жана-Батиста Люлли «Фаэтон». Этот спектакль стал знаменательным культурным событием последних лет, а Пермопера планирует дальнейшую реставрацию постановок XVII—XVIII вв. еков.
Несмотря на быстро меняющиеся тенденции и течения, Опера Гарнье продолжает оставаться одним из мировых центров искусства. Театр является выдающимся памятником архитектуры, а его репертуар состоит исключительно из шедевров оперной и балетной классики.